Что такое пирамида аромата?

11.01.2019

Что такое пирамида аромата, как она работает и нужна ли вообще?

Большая часть анонсов новых ароматов сопровождается так называемой ольфакторной пирамидой - считается, что с ее помощью покупателю проще определиться с тем, насколько ему нужен тот или иной парфюм.
Порой из-за пирамиды разгораются нешуточные страсти - например J’Ose Eisenberg. Большая часть тех, кому довелось обонять этот аромат, с жаром утверждают, что в нем ощущается табачная нота, в то время как ни о каком табаке производитель не пишет, а кто-то пытается обосновать, что эта нота появилась за счет сочетания других. Порой это приводит к настоящим следственным действиям. В стремлении докопаться до истины, парфюмерно зависимые граждане сравнивают пирамиды на официальных сайтах бренда, в разных странах, в разнообразных парфюмерных энциклопедиях.

Но так ли на самом деле нужна пирамида или без нее вполне можно обойтись?Давайте разбираться.

Согласно сложившейся традиции, когда речь идет о пирамиде, нам рисуют треугольник. В его основании размещаются так называемые базовые ноты - древесные, бальзамические, смолистые,
животные. Базовые ноты - это своего рода парфюмерный цемент, они сливают остальные части композиции воедино и обеспечивают хорошую связку аромата с кожей, самые тяжелые и долгоиграющие.
Посередине находятся ноты сердца, которые лучше всего характеризуют аромат, т.к. звучат довольно долго и ярко. Обычно туда помещают цветы, фрукты, специи, зелень. Ну и наконец, на кончике
расположились верхние ноты - летучие компоненты, которые позволяют составить об аромате самое первое впечатление. Редко там можно встретить что-то кроме цитрусовых, зелени или некоторых
фруктов.

Сам принцип пирамиды сформировался в XX веке во время популярности шипров, чье раскрытие действительно трехступенчатое: сначала легкие цитрусовые верхи, затем яркое цветочное сердце и
наконец мрачная мшисто-пачулиевая база. На сегодняшний день его можно смело назвать устаревшим. Во-первых, есть много парфюма с так называемым “линейным” ольфактором - это те, у которых почти нет какого-то явного раскрытия, напротив, они довольно статичны и монотонны. Во-вторых, на рынке арабской парфюмерии, которая постепенно отвоевывает свое место под Западным солнцем, верхние ноты как таковые практически отсутствуют - аромат сразу начинается с нот сердца. В-третьих, у каждого душистого вещества, вошедшего в состав того или иного аромата, свои принципы взаимодействия с кожей и по хорошему нужно составлять не трехступенчатый треугольник, а какую-то очень странную диаграмму.

Понять, для чего нужна пирамида, несложно - это своего рода маячки, за которые цепляется наш мозг, считывая, чем же именно парфюм пахнет. Да вот незадача, в разных странах производитель может
указывать разные пирамиды, в зависимости от того, какой запрос и какие тренды у жителей.А некоторые парфюмеры и вовсе пишут их “из головы”, т.к. дистрибьютор требует, и им самим эта затея кажется бессмысленной.

Есть люди, как раз из той самой касты следователей, о которой речь шла ранее, которые воспринимают пирамиду аромата едва ли не как рецепт. Забывая о том, что формулы парфюма строятся не из нот, а из труднопроизносимых химических компонентов, у каждого из которых может быть масса нюансов раскрытия. Для того, чтобы получить в аромате розу, парфюмеры могут использовать синтетическую молекулу, одну из множества парфюмерных баз, эфирное масло розы или абсолют. И всегда получить совершенно разные результаты, потому что роз в природе великое множество и все они пахнут по-разному. 

Или, например, лактоны - это немалая группа соединений, которые воспроизводят не только запахи персиков и сливок, но и вина, виски, некоторых белых цветов и даже животные ноты. А при помощи другого вещества - линалоола - можно воспроизвести запахи лаванды, яблок, слив, чая и многих других “нот”. Допустим, производитель обставил дело так, что с помощью линалоола в аромате добились яблочного эффекта, эту же информацию указали в пресс-релизе и поместили на всех возможных ресурсах. Но производитель не учел индивидуальных особенностей вашего восприятия, и вместо яблока ваш нос прочел в аромате ноту вина или чая.

Сложно сказать, станет это трендом или нет - в последнее время помимо прямолинейных ароматов, пахнущих конкретно листьями, сахарной ватой или одуванчиком, выходит полная их противоположность, где пахнет хорошо, но совершенно непонятно чем, что невозможно разобрать на составляющие. А еще здорово, когда парфюмер решает не раскрывать пирамиду - какое количество копий было сломано с выходом того же Nudiflorum!

Опираться или нет на пирамиду - решать вам. Это безусловно удобно. Но воспринимать работу маркетолога, который возможно даже ни разу не вдыхал полученную композицию - перебор. Лучше попробовать аромат носом и составить свое собственное, никем не навязанное мнение о нем.