Виды концентрации парфюма
Вопрос стойкости едва ли не самый главный во всей парфюмерной индустрии. Давайте разберемся в тонкостях и особенностях всего, что связано со стойкостью.
Во-первых, стойкость и шлейф - это технические характеристики аромата. На первый взгляд они обусловлены тем, какие именно компоненты и в какой пропорции введены в парфюмерную композицию, а также тем, в каком количестве спирта эта композиция будет растворена.
В деталях же все куда интереснее.
Начнем с концентрации. На сегодняшний день бренды идут на разные ухищрения, изобретая все новые названия уже знакомым концентрациям. Поэтому ограничимся традиционными определениями:
- Мист или дымка, или eau fraiche - самая низкая парфюмерная концентрация, до 3%, чаще всего это дымки для волос, в состав которых входят также ухаживающие за шевелюрой компоненты, и мисты, что-то вроде ароматизированной термальной воды.
- Одеколон, или eau de colonge - содержит в среднем от 3 до 5% душистых веществ. Вопреки тому, что на постсоветском пространстве слово “одеколон” чаще всего связывают с мужской парфюмерией и продукцией компании Новая Заря, в концентрации “одеколон” выходит множество женских или унисекс ароматов. Например, местечковые итальянские бренды, многие из которых до России даже не добираются, выпускают свою парфюмерию именно в этой концентрации.
- Туалетная вода, или eau de toilette - одна из двух наиболее распространенных концентраций парфюмерии. Содержит от 5 до 15% душистых веществ.
- Парфюмерная вода, она же eau de perfume - вторая из двух наиболее распространенных концентраций. Содержит от 15 до 20% парфюмерного концентрата.
- Парфюм, он же parfum, он же perfume - под этим словом чаще всего подразумевают духи. От 20 до 30%.
- Экстракт, он же extract - самая высока концентрация аромоматериалов, от 30 до 40%.
Казалось бы, все просто - покупаешь аромат в концентрации perfume или extract, и радуешься жизни. А производителям о более разбавленных вариантах и вовсе стоит забыть, кому они нужны. Но к сожалению, не все так просто.
Стойкость парфюмерной композиции напрямую коррелируется не с концентрацией (хотя иногда это играет роль), а с тем, какие именно компоненты используются при создании композиции, их молекулярной массой и взаимодействием между ними.
Какие-то из них пахнут довольно ярко и узнаваемо, что мозг считывает их моментально, а какие-то звучат тонко и размыто. Какие-то испаряются медленно, а какие-то отличаются повышенной летучестью (например, цитрусовые). И количеством ситуацию, увы, не исправить. А еще, ваш любимый одеколон, сгущенный до состояния парфюм вы можете просто не узнать. Ведь некоторые компоненты в разной концентрации звучат по разному, а слишком плотная композиция может потерять объем и глубину, и перестать вам нравиться.
Формулы для разных версий одного и того же аромата - edt, edp и так далее - различаются не только процентом ввода тех или иных веществ, но и самими по себе душистыми веществами.
Таким образом, не существует “правильной” концентрации, для каждого парфюма она своя, та, которая способна раскрыть задумку создателей в полной красе.
Оценить стойкость “с человека” очень сложно и крайне субъективно. Поскольку у разных людей разная кожа - отличается ее температура, степень увлажнения. Именно поэтому, согласно ГОСТ 31678-2012, который определяет межгосударственный стандарт парфюмерных жидкостей, стойкость аромата определяется не на человеческой коже, а на ткани. Выстиранная в воде без мыла и просушенная отбеленная хлопковая марля размером 10*5 см помещается в парфюмерную жидкость, и потом без отжима просушивается в помещении с температурой 15-20 градусов Цельсия. Замер стойкости производится каждые 10 часов.
В таких условиях выполненный по ГОСТ одеколон держится не менее суток, туалетная вода - 40 часов, парфюмерная вода, духи и прочие концентраты - не менее 50 часов.
Но это, конечно, на ткани. С кожи живого человека, которая потеет, нагревается, остывает, аромат улетучивается быстрее, но со всех по разному.
С темой стойкости связано два очень популярных парфюмерных мифа:
- стойкость - это то, с помощью чего можно отличить оригинал от подделки. Однако, опыт доказывает, что оригиналы могут быть совершенно нестойкими, в то время, как подделки не сдадутся даже горячему душу, душистому мылу и новой натуральной мочалке, способной вместе с грязью снять верхние кожные покровы.
- чем больше в аромате натуральных компонентов, чем он более стоек. Но если вы нанесете на себя чистое масло бергамота, оно попрощается с вами уже через четверть часа, потому что бергамот весьма летуч.
Таким образом, мы подошли к теме испарения.
Замечали, что налитый в широкую низкую чашку чай остывает (а если оставить надолго, то и испаряется) быстрее, а в узкую и высокую - медленнее? В случае с парфюмом то же самое.
Хотите сделать свой аромат более стойким - наносите его с близкого расстоянии, точечно. Хотите удлинить шлейф - распылите перед собой и обнаженным войдите в облако.
А еще есть такая вещь, как частичная аносмия, то есть неспособность воспринимать некоторые парфюмерные компоненты. Чаще она бывает на “тяжелые” молекулы, скрытые на дне композиции. Соответственно, для человека с частичной аносмией аромат может закончиться в тот момент, когда слетят так называемые верхние и средние ноты.
Как же быть, если хочется продлить стойкость своего любимого парфюма:
1. Увлажняйте кожу. Всегда. Не только ради парфюмерии. Чем меньше влаги в клетках вашей кожи, тем активнее она “сжирает” водянисто-маслянистую составляющую парфюма.
2.Чередуйте ароматы. Возможно, аромат кажется вам нестойким, потому что в какой-то момент вы перестаете его замечать. Принюхались. Имейте в коллекции не один, а несколько ароматов - таким образом, ваше обоняние дольше будет в тонусе.
3. Учитывайте фактор температуры. Чем она выше - ваша личная температура тела и температура окружающей среды - тем активнее будет происходить испарение.
4. Наносите аромат на участки тела, закрытые одеждой. Звучит смешно, но ветер тоже способствует испарению, унося молекулы аромата с кожи.
5. Можно нанести аромат непосредственно на одежду или на волосы. Там меньше естественного нагрева тела и да, аромат там будет держаться дольше. Пересушить волосы ароматом не удастся, не стоит на этот счет беспокоиться.
6. Убавить громкость. Когда вы наносите на себя пять, семь, десять пшиков аромата, вы влияете на то, с какой поверхности будет испаряться аромат, а не на то, как он будет держаться. Помимо того, что громкость нанесения аромата - вопрос гуманизма к окружающим, будьте гуманны к самим себе. Слишком интенсивно нанесенный аромат контузит ваше обоняние.
Ну и самое главное: помните, что основное назначение парфюма - быть красивым, радовать и дарить вам правильные эмоции, а не держаться на коже любой ценой. Если аромат не держится на коже, перелейте немного в атомайзер, возьмите с собой и обновляйте в течение дня.