Парфюмерия в стиле ар-деко: лаконичные, понятные и роскошные ароматы
Термин Ar Deco, произошедший от названия выставки - Exposition Internationale des Arts Decoratifs, тогда еще не появился, так что всемирную экспансию новому направлению пришлось совершать под не слишком изобретательной вывеской «современного стиля» (art moderne или style moderne). Зато художник-постановщик Седрик Гиббонс, посетивший парижскую выставку и оставшийся под большим впечатлением от показанных там интерьеров, «экспортировал» будущий ар-деко в Голливуд — ускорив тем самым наступление новой эпохи в дизайне и архитектуре США.
Парижская выставка 1925 года фиксировала настроение мира, который недавно оправился от ужасов Первой мировой и теперь хотел ошеломляющей красоты, бытового комфорта и развлечений. Выставка же 1939 года, прошедшая уже в Нью-Йорке, вопреки витающей в воздухе напряженности стремилась показать мир будущего, построенный в стилистике ар-деко. Главными «приманками» для зрителей здесь были не интерьеры и декоративное искусство, а поезда, технологии, модели городов будущего и даже робот Электро. Речь на открытии произносил сам Альберт Эйнштейн. Выставка еще не успела закончиться, как немецкие войска вошли в Польшу, и надежды идеологов ар-деко на дивный новый мир сгорят в пламени уже Второй мировой.
Поднимающаяся из руин мировая архитектура только в 1960-х признала ар-деко феноменом, достойным реставрации и сохранения. А историки искусства начали заниматься изучением дизайнерского и художественного наследия меж военного периода. Пионером стал британец Бевис Хиллер, его первый объемный труд на тему назывался «Ар-деко в 20-е и 30-е годы» и этот термин очень быстро прижился.
Отличительными чертами ар-деко были смелые геометрические формы, энергичные кривые линии, затейливые орнаменты и роскошь в оформлении - слоновая кость, инкрустации, серебро, полудрагоценные камни. Психологи объясняют подобную тягу к роскоши естественной реакцией на аскетизм и лишения в годы Первой мировой войны.
Ар-деко — стиль многоликий, в котором смешалась любовь к классическому искусству с авангардными экспериментами, а сложные ремесленные техники — с увлечением передовыми промышленными технологиями. На излете европейского колониализма важнейшим ингредиентом этого коктейля стало то, что сейчас назвали бы культурной заимствования ценностей из культур различных других народов. Самыми популярными были мотивы и образы Африки, Дальнего Востока и Мезоамерики. Например, считается, что очень популярный образ ар-деко «пантера» - возник как раз под влиянием культуры Центральной и Южной Америки. А знаменитый зигзаг пришел в ар-деко из традиционных африканских тканей. В 1922 году, после того как британские археологи открыли практически нетронутую грабителями гробницу фараона Тутанхамона, возникает новый виток египтомании. Поддавшись этому порыву, Cartier придумывают комнатные часы в виде пилона древнеегипетского храма. А лотосы, скарабеи и фигуры в характерной египетской позе, где голова - в профиль, плечи развернуты анфас, а талия и бедра в три четверти, повсеместно заполоняют орнаменты интерьеров стиля ар-деко.
Zen Shiseido
И именно с этим лаконичным, ясным и в то же время, простым по формам стилем ассоциируется парфюм от японского парфюмерного бренда под говорящим названием Zen от Shiseido. Дзен – это состояние глубокого погружения в себя, поиск внутренних истин и своего пути, места в мире. Этот аромат, выпущенный парфюмером Мишелем Альмераком в 2007 году, относится к группе цветочно-древесно-мускусных парфюмов. Однако, его смело можно отнести к группе фруктово-цветочных шипров, построенных на аккорде ярких, несколько влажных и сырых пачулей. Именно они придают характер и изюминку этому светлому, звонкому и чистому аромату, делают его интересным и глубоким.
Этот аромат построен вокруг ноты яркого и энергичного, солнечного ананаса, оттененного цитрусовыми нотами в верхах и огромным цветочным букетом в сердце композиции. Оно расцветает фрезией, лотосом, ирисом, розой и фиалкой на фоне нот красного яблока и сложной, несколько темной базы из пачулей, кедровой древесины, хвойных иголок, ладана и амбры. Пирамида, конечно же, богатейшая, но из всего этого разнообразия нот сильно ощущаются цитрусовый ананас, фрезия, лотос и пачули на древесно-амбровой основе. В целом, аромат получился очень чистым и лаконичным, звучит вполне в стиле унисекс без гендерного закрепления. Так что, его смело можно рекомендовать и мужчинам, и женщинам.
И еще, отдельно хочется остановиться на его роскошном флаконе, который в полной мере отражает все черты стиля ар-деко – лаконичность, геометричность, разные фактуры стекла и понятность форм. В общем, это прекрасный представитель парфюмерии в стиле ар-деко и, если вы хотите поближе познакомиться с ним - Zen от Shiseido к вашим услугам.
Стиль ар-деко всегда воспринимается как роскошный и шикарный. Однако, это только одна из первых ассоциаций со стилем ар-деко, которая есть у современного человека. На самом деле вопиюще роскошным и очень дорогим ар-деко был преимущественно до начала Великой депрессии в конце 20-х годов. Мировой экономический кризис резко уменьшил число богатых заказчиков, но художники и дизайнеры нашли выход и быстро перестроились. На смену роскошным экзотическим материалам пришли более доступные: хромированная сталь, алюминий, зеркала, стекло и пластмассы. Дизайнеры все так же активно воспроизводили декоративные эффекты из 20-х. Поэтому стиль сохранил свою репутацию «богатого»: даже вещи массового производства из 1930-х кажутся дорогими и роскошными.
Эпоха ар-деко была одержима техническим прогрессом и его результатами. Дорогая дизайнерская мебель этого времени — это часто различные «гибриды»: например, кресла со встроенными светильниками или выдвигающимися пепельницами. Объектами приложения творческих сил художников и дизайнеров становились поезда, самолеты, автомобили и океанские лайнеры. Средства передвижения также были частыми героями произведений искусства или источниками вдохновения для их создателей.
20-е годы 20 века также считаются эпохой, когда в зону интересов высокой моды попадает спорт. Один из пионеров этого движения Жан Пату открывает в своем модном доме отдел спортивной одежды, выпускает тематические духи и одевает теннисисток в модный костюм в светлых тонах.
Именно в этот период происходит первый настоящий бум одежды «в спортивном стиле». Vogue в середине 20-х даже констатировал, что такие вещи — это «две трети дневной моды, которую сейчас предлагает Париж». Под термином «спортивная одежда» в то время понимали исключительно элегантную, но менее формальную и менее жесткую по форме одежду. В ней было удобно двигаться и вести активный образ жизни, а переодевание не требовало помощи горничных. Это была революция, особенно для модного женского костюма.
Womanity Thierry Mugler
И именно с этим революционным превращением женщин, с их новой женственностью ассоциируется следующий аромат из нашей концептуальной подборки с говорящим названием Womanity от Mugler, или Женственность. Он символизирует новый тип женщины - эмансипированной, смелой, постоянно двигающейся вперёд и работающей. Это деловая женщина нового типа, женщина, на которую можно положиться и которой можно доверять, женщина, способная на великие дела!
Основной аккорд данного нестандартного аромата построен вокруг ноты инжира, причем он здесь свежий и сладкий, но подан в окружении соленых морских нот, чёрной икры, древесины и листьев инжирового дерева. В целом, аромат получился новаторским и необычным - сладко-солёным, фруктово-морским и древесно-зелёным одновременно. Он подойдет смелым женщинам, не боящимся рисковать и пробовать что-то новое и необычное. А его интересный флакон, выполненный в геометрических, вытянутых формах и декорированный металлическими вкладками и цепочками, с кольцом и барельефом женского лица на одной из граней – это буквально образец стиля ар-деко в лучшем его виде!
В моде и дизайне этого стиля сильнее всего проявилось влияние кубизма, конструктивизма, футуризма и фовизма. У них ар-деко взяло способ смотреть на мир и изображать его. Например, из авангардного искусства ар-деко почерпнуло страсть к геометрии, ярко проявившую себя в формах и орнаментах. Неслучайно одним из современных стилю названий ар-деко было «зигзаг модерн». Даже живую природу и людей мастера ар-деко часто изображали так, словно пытались поделить их на геометрические фигуры, за что искусствоведы часто называют стиль суховатым и механическим.
Le Parfum Lalique
Именно эта кубичность форм проявилась в изысканном флаконе парфюма от французского дома Lalique под названием Le Parfum. Кубичность его форм, шёлковая красная кисточка, лаконичная крышечка с барельефом Медузы Горгоны в полной мере отразила поиск чего-то нового и необычного, индустриализм эпохи ар-деко. А его новаторский состав нот, созданный гениальным Домиником Ропийоном, только подчеркивает эту индивидуальность – это ваниль и бобы тонка с лавровым листом, миндалем и гелиотропом на базе из пачулей и сандала.
Некоторые утверждают, что слышат здесь что-то кухонное, однако, это яркая пряная зелень с ванилью и бобами тонка. Он теплый, согревающий и очень томный. Восточный, яркий, харизматичный и характерный. Подходит для шикарных женщин как для дневной, так и для вечерней носки. В этом аромате вы не останетесь незамеченной и всегда будете собирать комплименты. Он очень необычный и нетривиальный. А его флакон однозначно станет украшением вашего туалетного столика, особенно если вы являетесь любительницей стиля ар-деко.
Arpege Lanvin
Эпоха ар-деко подарила миру множество новых имен, одним из них стала знаменитая кутюрье Жанна Ланван, которую считают изобретателем или, по крайней мере, активным популяризатором одного из модных символов эпохи ар-деко — платья robe de style с юбкой на фижмах, являющегося гибридом модного силуэта 20-х с элементами аристократического костюма XVIII века. Модная империя, построенная Ланван, включала не только женскую одежду в диапазоне от вечерних платьев до купальников, но и детскую и мужскую линии, косметику, парфюмерию и предметы для оформления дома. Интерьер ее собственной парижской квартиры, придуманный знаменитым дизайнером Арман-Альбером Рото - сам по себе памятник ар-деко в частных интерьерах. Сегодня его частичную реконструкцию можно увидеть в парижском Музее декоративных искусств.
Дом Ланван – это легенда эпохи ар-деко. Его изысканные творения полностью выстроены в этом прекрасном и шикарном стиле. И первым из их них стал очень богатый по пирамиде парфюм, упакованный в стильный черный флакон, выполненный в классическом, несколько античном стиле. Этот аромат – ода любви матери к дочери, которой он был посвящен. И на флаконе мы видим стилизованный рисунок, где мать и взрослая дочь в роскошных вечерних нарядах застыли в позе, выражающей взаимную любовь и нежность.
Это очень густой, насыщенный, альдегидный аромат на основе цветов и фруктов. Его композиция построена вокруг ноты персика, розы и огромного букета различных цветов – иланг-иланга, жасмина, жимолости, нероли, флердоранжа, камелии, лилии и множества других на базе из амбры, пачулей и мускуса.
В целом, это очень яркий, очень харизматичный аромат, вполне достойный, чтобы быть настоящей легендой стиля ар-деко в течение практически 100 лет со дня своего создания. Он просто шикарен, но без затеста покупать его не рекомендуем, так как некоторые люди ощущают здесь довольно индольный жасмин. Это тот случай, когда цена намного ниже качества аромата и если вы хотите прикоснуться к легенде, он ждет вас и готов подружиться с вами! Кстати, альдегиды здесь сливочные, более густые, более глубокие и более персиковые. Они не шипят и не взрываются искрами, а мягко окутывают вас женственностью и благородством. В общем, очень достойный представитель эпохи ар-деко, с которым стоит познакомиться поближе.
Стереотипный силуэт модной дамы ар-деко 20-х — это прямое, довольно короткое платье длиной до колен или чуть выше с заниженной талией, которое не подчеркивает талию и бедра. Обычно так выглядят стандартные «платья в стиле Гэтсби», активно тиражируемые в наши дни. Историческая реальность была интереснее наших нынешних представлений о ней. Даже внутри 20-х силуэт и модная длина менялись. Например, начало 20-х — это длина чуть ниже щиколотки и более объемные вещи, как бы присобранные на талии. А в 30-е длина снова увеличивается, талия возвращается на место, силуэт становится более узким и подчеркивающим фигуру. И дизайнеры дополнительно акцентируют на этом внимание, используя приемы вроде кроя по косой. Поэтому о моде 20-х и 30-х чаще всего говорят отдельно, пусть даже общие мотивы и тренды ар-деко видны в обоих десятилетиях.
Мода ар-деко — это не только вечерние или коктейльные платья. Очень популярная формула из гардероба этой эпохи — блуза плюс юбка. Это была идеальная комбинация для новой женщины, которая теперь больше работает и активнее участвует в деловой и общественной жизни. Блузы ар-деко, даже из бюджетных каталогов — это невероятная фантазия и огромное количество красивейших дизайн-решений. Модернистский минимализм и модная геометрия, вышивки и аппликации, однотонные или принтованные ткани, «мужские» детали вроде галстука или низа, имитирующего жилет, романтичные рюши и жабо.
Ар-деко 20-х — это стиль, во многом определяемый аксессуарами и деталями. Изобретательные воротники и перчатки. Сумки-мешочки с вышивкой или из металлической кольчуги. Шляпки клош и шляпки боб для коротких причесок. Туфли на изящных каблуках с ремешками вокруг подъема — чтобы было удобно танцевать или как минимум мечтать о танцах. И сами каблуки, которые в это время часто становятся практически произведениями декоративно-прикладного искусства.
Украшения ар-деко заслуживают отдельного упоминания. Все любимые темы и мотивы стиля здесь проявили себя по максимуму: экзотические мотивы, новые материалы, любовь к геометрическим формам. Кольца, напоминающие уменьшенную копию крыши Крайслер-билдинг и других памятников архитектуры. Броши — миниатюрные рельефы с корзинами и гирляндами или геометрические абстракции. Бакелитовые браслеты, имитирующие африканские деревянные украшения. Любимый зоопарк ар-деко с ланями и пантерами. Геометричные дресс-клипы, тоже словно вырезанные из фасадов архитектуры. И все это доступно как в роскошном исполнении с дорогими камнями как у Cartier или Van Cleef & Arpels, так и в бюджетном — со стразами. Вообще если бы пришлось изучать ар-деко, лишь по одной категории предметов, логично было бы выбрать ювелирные украшения.
Ylang In Gold Micallef
И именно с этими, шикарными и несколько порочными вечеринками в стиле Гетсби ассоциируется следующий аромат из сегодняшней подборки - Ylang in Gold от M. Micallef. Если парфюм Dom Rosa – это ольфакторное отображение серебра, то Ylang in Gold, как вы понимаете, ольфакторное выражение золота, золотой пыльцы и золотой молодёжи того времени. И искрящийся золотистый шиммер, находящийся в этом флаконе, и блестящие стразы, и лаконичные, абсолютно геометричные формы флакона, украшенные золотой крышечкой только подчеркивают это ощущение.
Пирамида аромата строится вокруг нот фруктов, цветов и сливочной лактонности сандаловой древесины. Здесь есть и персик, и личи, и фруктовые ноты, а также иланг-иланг, магнолия и мятный ландыш на базе из ванили, древесины и дубового мха. В целом, аромат довольно несложный, но очень радостный, праздничный, искрящийся и светящийся. Кстати, многие здесь слышат газировку «Буратино» из нашего детства, но это уже тонкости индивидуального восприятия ароматов.
Vanille Fatale Tom Ford
Еще один аромат из подборки утонченной эпохи ар-деко - Vanille Fatale Tom Ford. Он вышел в свет в 2017 году из-под пера парфюмера Yann Vasnier и относится к группе восточных гурманских ароматов.
Его пирамида построена вокруг ноты горьковатой ванили в ярком алкогольном аккорде рома с добавлением различных специй и смол – олибанума, мирры, кориандра, шафрана, а также яркой ноты кофе и ячменя. Ну, а кроме этого, в базе проявляются кожа, табак, пачули, дубовый мох и благородная древесина махагони.
В общем, пирамида богатейшая, и она раскрывается постепенно нота за нотой, пока не продемонстрирует практически все свои грани. Аромат получился теплый, насыщенный, многогранный, подходящий как для мужчин, так и для женщин. Просто на разной коже от проявится абсолютно с разных сторон.
Он вызывает ассоциацию с мехами, длинными платьями в пол с открытой спиной и множеством пуговиц, длинной ниткой жемчуга, и тонкими пальцами, держащими мундштук с дымящейся сигаретой в одной руке и бокал с ромом – в другой. Очень изысканный и очень светский аромат дамы эпохи ар-деко. И, конечно же, флакон тоже вполне подходит под всю концепцию этого индустриально-лаконично-геометричного стиля. Это неприкрытая роскошь во флаконе, которая способна подарить вам шарм, индивидуальность и манящую привлекательность образа.
Благодаря новаторским флаконам дома Lalique, о которых речь шла ранее, использование духов приобретало все большее распространение, парфюмерная индустрия продолжала расти все быстрее. В дизайне становится заметно влияние кубизма, сюрреализма и модернизма. Известнейшая стеклодельная фабрика Baccarat, основанная еще в 1764 году во Франции, выпустила множество экспериментальных флаконов для известных парфюмеров, выполненных в этих новых стилях. С начала 1920-х годов и до начала Второй Мировой рельефные, угловатые формы, присущие стилю ар-деко, широко использовались в дизайне парфюмерных упаковок. В 1922 году в мире духов произошла очередная революция. Тогда рынок представлял собой в основном, натуральные цветочные ароматы, и тут на него буквально шаровой молнией ворвалась неистовая Коко Шанель. Она предложила совершенно новую концепцию ароматов, сочетающую в себе наряду с натуральными ингредиентами и синтетические субстанции. Ее знаменитый парфюм Chanel №5 был создан выходцем из России – парфюмером Эрнестом Бо по ошибке. Создавая по ее заказу аромат, он случайно влил в него слишком большую дозу альдегидов. Идея показалась Коко удачной, и она неожиданно утвердила именно этот вариант парфюма. Кстати, создавая его, Эрнест Бо хотел передать через альдегиды ощущение замороженного ледяного озера где-то в Карелии, которое он наблюдал на рассвете. Этот аромат позиционировался как духи для молодых девушек, потрясающий своей простотой и лаконичностью. Chanel №5 стал великим ароматом 20 века, а его флакон – эталоном элегантной простоты.
Chanel No 5 Eau Premiere
Он был создан в 2015 году парфюмером Жаком Польжем и относится к группе цветочных альдегидных ароматов. Его пудровая композиция строится вокруг аккорда сочного иланг-иланга и светящихся нероли, а также розы и жасмина на базе из ветивера, сандала, сладкой ванили. А в целом, он звучит лимонным искрящимся кремом с пудрой и альдегидами. Альдегиды здесь мягкие, нежные и сверкающие разноцветными искрами. А парфюм с удовольствием носят как эмансипированные дамы, так и мужчины, желающие подчеркнуть им свою уникальность и хороший вкус.
Это очень легкая, очень носибельная версия знаменитого аромата Chanel №5, которая никого не оставит равнодушным и подарит вам яркие мгновения и ощущение прикосновения к иконе стиля ар-деко.